меню сайта

проекты

 проекты

Развитие проектных навыков у младших школьников

Содержание

 

Введение………………………………………………………………

Глава 1

1.1   История появления метода проектов. ……………………..

1.2   Определение понятия «метод проектов»………………….                                                                                        

1.3   Виды проектов  …………………………………………………                                                                                   

Глава 2

2.1 Организация проектов в начальной школе………………….

2.2 Этапы работы над проектом…………………………………..

2.3 Презентация проектов………………………………………….

Глава 3

3.1 Опыт моей работы

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

         В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектная деятельность. Проектная деятельность – относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее. Основное достоинство проектного метода - высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся;  межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. « Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.» (А. Дистервег) . Проектная деятельность является методом, идущим от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность, выводит педагогический процесс из стен школы. При  организации проектной деятельности,  основная задача  направлена на развитие качеств личности. Мера этого развития и является главным результатом школьного образования, критерием качества  работы учителя.

Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в проектировании, а также методам обработки полученных материалов, не просто и практически не рассматривается в специальной педагогической литературе. Начальная школа осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

По данным психологов, умения позволяющие ребёнку проектировать собственную деятельность формируется  к концу 3 класса при условии, что учитель организует эту деятельность и стимулирует ее.   

Цель. Разработать и апробировать систему формирования основ проектной деятельности младших школьников.

Задачи:

   - теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в начальное звено школьного обучения;

-разработать для педагогов школы рекомендации по внедрению технологии учебного проекта в начальную школу

·        определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде младших школьников;

-апробировать методику работы над проектом в условиях данного класса;

- обучение проведению учебных проектов младших школьников

- развитие творческой активности детей

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Глава 1

1.1  Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Проект (лат) – брошенный вперёд. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Основоположником метода проектов считается американский ученый Джон Дьюи (1859-1952).Психолог и педагог предлагал строить процесс обучения на активной основе, через деятельность, связанную с личным опытом ребенка. Обучение, справедливо считал Джон Дьюи, должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врождённых свойств ребёнка. А поэтому, в центре разработки содержания образования должен стоять не «всезнающий взрослый», а ребёнок с его собственными, индивидуальными желаниями, интересами и потребностями.

                    Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями. Он считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

С начала XX века метод проектов становится очень популярным в американской школе.

Современные исследователи педагогики отмечают использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е годы. Его использование привело к падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют:

1)      Отсутствие подготовленных  педагогических кадров, способных работать с проектами;

2)      Слабая разработанность методики проектной деятельности;

3)      Гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;

4)      Сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».

1.2       Существует несколько определений понятия «проекта».

  Проектом (по В. Килпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

         Интересное звучание приобретает метод проектов в разработках М.В. Крупениной. Он преподносится ею как метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализацию субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

         «Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому и многим другим. Наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.

         В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

          Е.С. Палат даёт следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии,  «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».

          Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый  детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».

Таким образом, мы видим, что все обозначенные сегодня принципы личностно-ориентированного подхода в образовании были актуальны и значимы для российской педагогики почти век назад.

1.3 В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

 В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

 Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:


- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Глава 2

2.1        Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

        При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

        Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

        Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

         Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития.

         Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

       От однопредметных к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

        Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.  Например, можно задать учащимся такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применить такие умения?»

        Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?»

         Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлекать родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя  выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект».

2.2

2.2

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

 

Задачи:

 

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

 

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

 

Получают дополнительную информацию.

 

Определяют свои потребности.

 

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

 

Осуществляют:

 

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

 

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

 

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

 

Задачи:

 

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

 

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

 

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

 

• разбивку на группы;

 

•  распределение ролей в группе;

 

•  планирование работы; 

 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

 

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

 

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

 

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

 

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

 

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

 

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

 

Задачи:

 

– подготовка презентационных материалов;

 

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

 

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

 

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

 

2.3 Презентация проектов.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

Глава 3

3.1. Главное для учителя, использующего метод проектов в своей работе – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Родителям надо было рассказать о том, что такое проект. Поэтому одно из родительских собраний я посвятила этому вопросу. В презентации, подготовленной мною, мы рассмотрели основные этапы работы над проектом, роль родителей и учителя в этом процессе, критерии оценки проекта. Работу с проектами необходимо начинать уже в первом классе. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Появилась возможность , сблизится со своими детьми, участвуя в проектной деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делали фотографии, выполняли несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогали подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогали ребенку готовить защиту своей работы. Работы получились очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе Плешакова предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Стараюсь чаще ставить проблемные вопросы. Открытие нового вызывает радость у детей. Большую роль отвожу играм такого плана «А вы знаете, что…» Дети с желанием работают с различными источниками информации. Они стараются найти такие сведения о животных, растениях и др., которыми еще никто не владеет. С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Проекты носят творческий характер. Но дети учатся работать с литературой, приобретают навык защиты проекта (пока еще в классе). В дальнейшем выступление перед большой аудиторией не доставит им особых волнений, т.к. они к этому привыкли. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему проекта можно выбрать.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится  привлекать, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи проекта и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

Проектной  деятельностью можно заниматься и во внеклассной работе, и на уроках. Приведу пример. На уроке русского языка по программе  есть сочинение “Что я люблю”, а на уроке литературного чтения – сочинение-автобиография. Я объединила их в один проект – исследование ребенком самого себя. Результатом стали проекты: “Знакомьтесь, это - Я”, “Сам о себе”, “Я о себе” и т.д. Перед работой мы наметили план исследований, определили цель, задачи, ход работы (история рождения, интересные случаи из жизни, фото и т.д.), методы (опрос родителей, анализ собственных воспоминаний, мнений, пристрастий). Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, стали дружнее, появились новые интересы.

На уроке литературного чтения был создан проект “Мой любимый журнал”. Каждый ученик выбрал для себя и принес на урок детский познавательный журнал из периодической печати и проводил исследование по плану.

Год создания. Авторы – создатели журнала.

Как выглядел журнал в разное время.

Сколько лет издается, как часто выходит.

Сколько страниц.

Главный редактор, художник.

Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки.

Какие разделы включает. Дать характеристику.

Есть ли постоянные авторы. Что ты о них знаешь.

Как сотрудники журнала ведут работу с читателем.

Любимая рубрика.

Как ты узнал об этом журнале.

Какую бы рубрику открыл ты, если бы стал автором журнала. Создай свою страничку

Любой исследовательский проект должен быть защищен

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы. Изучается курс информатики, где дети учатся выполнять работу по алгоритму, делать выводы и умозаключения. А в  3-4  классе в нашей школе вводится практический курс информатики. На этих занятиях дети овладевают элементарными навыками, необходимыми для создания презентации.

Важный этап научно-исследовательской деятельности учащихся — это выход на городскую научно-практическую конференцию «Шаг в науку». Работа конференции организована по секциям. Мои третьеклассники приняли участиев работе двух секций. И мне было чем гордиться. Мои ребята оказались победителями в этих секциях.

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе нашей школы

Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

- выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

 - воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

- помощь в профессиональной ориентации;

- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.

Атмосфера школы вызывает желание и учащихся, и учителей творить, идти к новым рубежам. Это достигается, прежде всего, личным примером администрации, педагогического коллектива, школьников. Очень важно для каждого из нас понимание своей ценности, значимости и необходимости коллективу. Делай — и тебя заметят, тебя будут уважать и на тебя равняться.

Проектная  деятельность сопровождает человека всю его жизнь и не имеет границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё, невозможно, ибо жизнь потеряет смысл и интерес.

        Заключение

  В современной педагогике метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий. Внутри проектной деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.

          Но основное её преимущество по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. И необходимость её достижения усваивается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность.

          Проектная деятельность школьников, предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.

           Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как со взрослыми, так и со сверстниками.

        Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательного активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.  Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

        Эта технология имеет и огромные воспитательные возможности как движущая сила социо-культурного развития школьника, т.е. воспитание у него нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экономической, экологической, валеологической культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности, умения благотворно влиять на социум.

        Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.

 

 

 

 


Список литературы

1.      Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

2.      Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.

3.      Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.      Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

5.      Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

6.      Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

7.      Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996

8.      Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

9.    Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.

10.  Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.

11.  Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.

12.  Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]

13.  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

14.   Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

15.  Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

16.  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

17.  Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 

18.  Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий